Обо мне

Моя фотография
Ukraine
На сегодняшний день я являюсь членом редколлегии юридического аналитического издания, автором статей в области финансового, хозяйственного и уголовного права, практикующим юристом, и автором проекта «Школа предпринимателей». Я успела побывать в роли наемного работника, руководителя, должностного лица, и владельца собственного бизнеса. Обобщив полученный опыт, смело могу сказать, у каждой должности свой угол зрения. Бухгалтер думает как лучше, и чтобы за это ничего не было, юрист ищет как бы чего не было за то, чтобы было лучше. И только сторонний наблюдатель, не заинтересованный в конкретном результате деятельности компании и реализации личных финансовых целей, может сказать, как жить хорошо в настоящем времени, не заморачиваться по поводу того, что за это будет, дружить с законом и получать от жизни, любимого дела и реализации своих целей истинное полное удовольствие. Если вы хотите научиться вести свой бизнес на полных парусах к победе- WELCOME ON BOARD!

понедельник, 25 октября 2010 г.

«МЕРТВЫЕ ДУШИ» В АКЦИОНЕРНОМ ОБЩЕСТВЕ: оставить нельзя бросить

 

Вступление

         О проблемах АО, в составе акционеров которого есть так называемые отсутствующие акционеры, или попросту «мертвые души», написано достаточно много комментариев и статей. Законодатель пока не представил компаниям каких-либо внятных способов решения данной проблемы, вынуждая их, образно говоря, пользоваться вилкой для супа – т.е. применять имеющиеся в законодательстве механизмы, зачастую совсем не подходящие для решения проблемы с точки зрения средств и времени. В данной статье мы кратко остановимся на основных способах минимизации «вредного» влияния мертвых душ на управление акционерным обществом, чаще всего предлагаемых различного рода консультантами, и попробуем оценить возможность их реализации и полезность.

Мертвые души - кто они?

         К сожалению, ни Закон Украины «О хозяйственных обществах», ни Закон Украины «Об акционерных обществах» не дают толкования данного явления. Тем не менее, на практике существование мертвых душ среди акционеров чаще всего связывается со следующими случаями:
         - акционер – юридическое лицо, которое было ликвидировано в установленном порядке, и при этом эта информация длительное время не предоставляется регистратору (депозитарию) или эмитенту[1], а в самой процедуре ликвидации не был решен вопрос о юридической судьбе принадлежащих данному юридическому лицу акций;
         - акционер – физическое лицо умер, и при этом данная информация длительное время не предоставляется регистратору (депозитарию) или эмитенту, а юридическая  судьба акций по тем или иным причинам не определена (отсутствуют наследники или они лишены наследства, или не приняли его в установленном порядке, или же они просто не обращаются за переоформлением акций[2]);
         - данные об акционере (в частности адрес, а для физических лиц – еще и данные паспортов[3] и идентификационных кодов) в реестре являются устаревшими или не соответствующими действительности, в результате чего какая-либо переписка с акционером невозможна.

Чем плохи мертвые души?
        
         Сам по себе факт их существования в списке акционеров для крупной компании с распыленной структурой акционерного капитала[4] не особенно вреден. Проблема становится актуальной чаще всего только в 2 случаях:
         - когда из-за того, что крупный пакет акций находится в собственности «мертвых душ» невозможно проведение общих собраний акционеров в силу отсутствия кворума. В результате принятия наиболее существенных решений или невозможна (когда на мертвые души приходится более 40% акций – в результате кворум общего собрания акционеров отсутствует), или существенно усложнена (в случае, когда на мертвые души приходится 35-40 % акций – невозможно внесение изменений в устав, а также принятие решения о ликвидации или реорганизации);
         - административные затраты на уведомления и иную переписку с «мертвыми душами» превышают допустимый для общества предел в конкретной экономической ситуации.

Основной принцип решения

Акционерному обществу стоит прежде всего начать с аудита собственного реестра акционеров. Список акционеров, утративших по той или иной причине связь с эмитентом акций, как правило, вырисовывается более или менее отчетливо довольно быстро - если письма, адресованные акционеру, возвращаются без вручения, или если акционер длительное время игнорирует посещение общих собраний АО, или если по месту жительства или по месту нахождения юридического лица эти лица отсутствуют, то они автоматически должны попасть в перечень лиц, статус которых подлежит проверке. Структурировав «мертвые души» из реестра акционеров по категориям: ликвидирован, умер, выехал на другое постоянное место жительства, отказался от права на акции, необходимо, когда это возможно, действовать.   
Но как уже указывалось выше, законодатель своим бездействием вынуждает использовать инструменты, хоть и упомянутые в законодательстве, но при этом рассчитанные все же на работу с другими видами активов. К тому же, в подавляющем большинстве случаев «мертвые души» при их большом числе владеют относительно малыми пакетами акций, что чаще всего означает, что затраченные усилия, время и финансы несоизмеримо велики по сравнению с приобретаемой выгодой. В итоге, акционерное общество (читай – его мажоритарный акционер) будет позволять себе тратить время и деньги на приращение пакета акций до 60% (минимум) - 75% за счет акций, принадлежащих отсутствующим акционерам, и при этом ориентироваться будет на наиболее крупных из отсутствующих миноритариев.
         И поскольку в такой ситуации ставкой в игре является получение более полного контроля над компанией, то и сам мажоритарный акционер готов зачастую нести для этого дополнительные затраты, не брезгуя в том числе и взятками, и непроверенными рискованными схемами. Результат подобной практики чаще всего один: те, кому повезло, сидят и надеются, что о проделанной операции «Ы» отсутствующий акционер и правоохранительные органы не узнают, а менее везучие - тратят дополнительные средства на то, чтобы отбиваться от внезапно появившегося акционера (его правопреемников) и науськанных ими контролирующих и правоохранительных органов.
        
Трудные пути решения

         Теоретически, способы решения проблемы мертвых душ можно разделить на две большие группы:
- связанные с воздействием непосредственно на отсутствующего акционера или на принадлежащий ему пакет акций;
- связанные с воздействием на акционерное общество в целом.
В первую группу включаются такие способы как:
1) признание акций вымороченным имуществом;
2) признание акций бесхозным имуществом;
3) признание акционера отказавшимся от права собственности на акции;
4) временное возобновление государственной регистрации ликвидированного акционера – юридического лица;
5) урегулирование вопроса о праве собственности на акции с учредителями (участниками) ликвидированного акционера – юридического лица (не банкрота), если в процессе его ликвидации акции не включались в состав ликвидационной массы и не распределялись между учредителями после удовлетворения требований кредиторов.

Во вторую группу включаются:
1) увеличение уставного капитала компании, в результате чего доля мертвых душ «размывается» до размера, при котором ее наличие не сказывается на управляемости компании. Но этот вариант доступен, только если есть кворум и акционеры, владеющее не менее 75% акций, высказались за увеличение уставного капитала. Кроме того, в настоящее время принятие данного решения без приведения деятельности АО в соответствие с Законом Украины «Об акционерных обществах» невозможно[5];
2) отчуждение активов акционерного общества подконтрольным мажоритарию лицам. В этом случае продолжается ведение бизнеса компании (вплоть до перевода туда работников АО и наличия схожего наименования), но в результате «пустое» акционерное общество плавно «обрастает» долгами и спустя определенное время входит в процедуру банкротства по собственному заявлению или по заявлению кредиторов (к примеру, органов государственной налоговой службы);
3) принудительный выкуп акций[6].

Безусловно, данный перечень не может быть исчерпывающим. Ведь не следует забывать и о более «черных» способах, типа утраты реестра с восстановлением только «нужных» данных или неизвестно откуда появившихся договоров купли-продажи акций, по которым акционерное общество перечисляет акционеру деньги за акции на депозит нотариуса.

По объективным причинам, проще всего выяснить судьбу акционера -юридического лица – но лишь при наличии его кода ЕГРПОУ и наименования[7]. Извлечение из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, полученное у государственного регистратора, в этом случае даст четкое представление о статусе данного юридического лица: не ликвидирован ли данный субъект права собственности, не находится ли он в процедуре банкротства, не поменял ли он юридический адрес и т.д.
При получении сведений о ликвидации акционера - юридического лица,  акционерному обществу желательно также выяснить наличие правопреемников (к примеру, такое возможно в случае, если юридическое лицо – субъект права собственности на акции прекратился в результате реорганизации). При отсутствии таких сведений, имеет смысл решить вопрос о судьбе акций (фактически найти им нового собственника). При этом действующее законодательство не изобилует правовыми механизмами, обеспечивающими переход права собственности на ценные бумаги (тем более, акции), собственник которых – юридическое лицо, прекратил свое существование без правопреемников. Но говорить о полном отсутствии выхода из такой ситуации не приходится.
Во-первых, можно попытаться – хотя без «помощи» это почти невозможно – возобновить государственную регистрацию такого акционера, признав в судебном порядке недействительной запись в ЕГРПОУ по каким-нибудь формальным причинам. В такой ситуации необходимо также сотрудничать с ликвидатором этой компании, чтобы быстро решить вопрос с переоформлением акций на другое лицо.
С другой стороны, если после удовлетворения требований кредиторов в процессе ликвидации происходило распределение имущества между участниками акционера, и при этом пакет акций не был включен в эту остаточную массу, можно попытаться убедить участников переоформить соответствующие протоколы о распределении активов, заключив в последующем с тем лицом, которому отойдут акции, соответствующий договор купли-продажи акций.

Такой способ, как признание акционера отказавшимся от права собственности на акции в судебном порядке, также встречается, но крайне редко. Проблема проста – отказ от права, как того требует ст. 347 Гражданского кодекса Украины, требует совершения очень конкретного действия, свидетельствующего о намеренном и осознанном отказе от права собственности на конкретное имущество. Очевидно, что при такой формулировке нормальным свидетельством отказа от права собственности будет скорее лишь письменное заявление собственника, чем простая неявка акционера на собрание. По этой причине суд, который будет рассматривать дело по-настоящему бесстрастно, не сможет удовлетворить подобный иск, предъявленный к акционеру, который просто не является на собрания или не представил регистратору новые данные о месте проживания[8].

Необходимо также понимать, что акция – это не просто ценная бумага, это еще и целый комплекс имущественных и неимущественных прав, которые реализуются особым образом. Более того, право собственности на акции подлежит депозитарному учету (т.е. регистрируется/учитывается определенным образом). В этой связи можно предположить, что правовая судьба акций, чей собственник – юридическое лицо ликвидирован без правопреемников, должна быть аналогична правовой судьбе бесхозного недвижимого имущества[9], право на которое также подлежит регистрации в соответствующем реестре прав на недвижимое имущество.
Предпосылки к такому выводу следующие: ст. 346 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что право собственности на движимое имущество прекращается с момента ликвидации юридического лица. Таким образом, с момента исключения юридического лица из Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины (при отсутствии правопреемников), акции такого лица должны считаться бесхозным имуществом, поскольку не имеют собственника (несмотря на то, что по данным депозитарного учета право собственности числится зарегистрированным за юридическим лицом). По общему правилу, право собственности на бесхозное движимое имущество возникает у лица, которое добросовестно, открыто завладело такой вещью и продолжало непрерывно владеть таким имуществом в течение 5 лет (ст. 344 ГК Украины).
Но этот вариант подходит для акций на предъявителя, но не для именных акций, которых в настоящее время подавляющее большинство. Дело в том, что акция как объект права собственности предусматривает особый порядок реализации прав, следующих из акций - фактически реализовать право собственности на акции может только лицо, зарегистрированное в системе депозитарного учета как собственник акций. Иначе говоря, добросовестно завладеть и непрерывно, открыто владеть именной акцией  на протяжении 5 лет невозможно (собственно, как и по давности владения зарегистрировать за собой право собственности на такую акцию). Это исключает возможность применить указанные общие нормы права к правоотношениям с именными акциями.
В то же время, основным принципом гражданского законодательства является принцип разумности, справедливости и добросовестности (ст. 3 ГК Украины). При этом следует иметь в виду, что наличие бесхозных акций создает некую правовую неопределенность, которая может стать предпосылкой для невозможности реализовать свои права другими участниками правоотношений (как самого эмитента акций, так и других собственников акций), что не допускается гражданским законодательством (ст. 12 ГК Украины). Согласно статье 8 Гражданского кодекса Украины при отсутствии соответствующего правового регулирования, правоотношения могут быть урегулированы законодательством, регулирующим подобные по содержанию гражданские отношения.  В этой связи нормы Гражданского кодекса Украины, предусматривающие судьбу бесхозной недвижимой вещи, вполне могут быть использованы для регулирования правоотношений, связанных с определением правовой судьбы бесхозных акций.
Иными словами, право собственности на бесхозные акции по решению суда может быть признано за территориальной громадой (в лице местного совета) по месту нахождения эмитента по истечении одного года (а возможно, и более разумного срока) с момента принятии территориальной громадой таких акций на учет как бесхозное имущество, и публикации соответствующих данных в местных средствах массовой информации.

Очень схожим выглядит способ признания акций вымороченным имуществом – т.е. когда после смерти акционера у того не было наследников, или они были лишены, или не приняли, или отказались от наследства в виде акций. В этой ситуации ст. 1277 Гражданского кодекса Украины предусматривает, что орган местного самоуправления по месту открытия наследства обращается с иском в суд о признании акций вымороченным имуществом. При этом, между датой открытия наследства и датой подачи такого заявления должен пройти как минимум 1 год. Следовательно, акционерному обществу нужно как минимум:
- знать наверняка о смерти акционера и о том, что она произошла в конкретной административно-территориальной единице;
- установить дружеские отношения с соответствующим местным советом по месту открытия наследства.
Как мы понимаем, выполнение и первого, и второго условий достаточно проблематично. Но и это еще не все – нужно понимать и возможные последствия «включения» в схему местных чиновников:
- абсолютно очевидно, что сами органы местного самоуправления вряд ли захотят выполнять все эти формальности, а значит, АО и его руководству на лаврах почивать будет некогда в связи с необходимость обеспечить этот сложный и длительный процесс необходимой организационной и финансовой поддержкой;
- с другой стороны, обращение акций в собственность местной громады не является основной целью АО и его мажоритарного акционера, и поэтому придется еще тщательно планировать и «вести» процесс приватизации соответствующего пакета акций. При этом между оформлением права собственности за громадой на пакет акций и его приватизации может пройти весьма существенный период времени, что лишь увеличивает риск всей операции.

Заключение

Если акционерное общество всерьез задумывается над тем, как избавиться от мертвых душ, то следует четко понимать – ни один из применяемых на практике способов не является идеальным, и ни один из них не дает внятных перспектив относительно времени и средств, подлежащих затрате в конкретной ситуации. И конечно, практически ни один из них в настоящее время не дает гарантий отсутствия проблем у общества в случае, если пропавший акционер или его наследники (правопреемники) внезапно объявились – уже после того, как общество воспользовалось одним из вышеперечисленных способов. Поэтому, перед принятием решения о реализации какой-либо из выбранных схем рекомендуется получить мнение у практикующих специалистов, а в ходе реализации плана – отслеживать его продвижение.



[1] В силу отсутствия предусмотренной законодательством обязанности совершения подобных действий наследниками или иными заинтересованными лицами
[2] Часто встречается в случаях незначительных пакетов акций, особенно полученных на первых этапах приватизации в стране.
[3] Встречаются случаи, когда в реестре указываются данные старых, «советских» паспортов.
[4] Компания, в которой ни один акционер не владеет контрольным или крупным пакетом акций.
[5] См. Переходные положения указанного Закона.
[6] К сожалению, пока данный способ лишь предусмотрен в законопроекте о внесении изменений в Закон Украины «Об акционерных обществах».
[7] Эти данные заносятся в систему депозитарного учета прав собственности на ценные бумаги и могут быть получены из реестра (сводного реестра собственников акций)
[8] Следует учесть, что ст. 29 Закона Украины «Об акционерных обществах» создает гораздо больше предпосылок к решению проблемы в публичных и частных акционерных обществах именно таким образом – там предусмотрена возможность установить в акционерном соглашении ответственность акционера за неявку на собрания, и такой ответственностью может быть и признание лица отказавшимся от акций в случае неявки на ОСА в течение определенного периода времени.
[9] В соответствии со статьей 335 Гражданского кодекса Украины право собственности на бесхозное недвижимое имущество по решению суда переходит к территориальной громаде по месту нахождения такого имущества по истечении одного года с момента постановки на учет имущества как бесхозного в органах, регистрирующих права на недвижимое имущество.

1 комментарий:

  1. услуги квалифицированного юриста в Москве. помощь в проставлении апостиля, оформление документации любой сложности. юридическая консультация у опытных специалистов.

    ОтветитьУдалить